Маловероятно, что кто-то будет спорить с тем, что ситуации, когда при включении компьютера появляются какие-либо ошибки, носят приятный и позитивный характер. Проблемы, проявляющиеся сразу в момент загрузки и нивелирующие попытки входа в систему, для рядового пользователя устранить достаточно проблематично, так как банально неизвестно, с чего начать, на что обратить внимание и куда обращаться. Тема настоящей статьи как раз и призвана помочь всем пользователям, кто столкнулся с упомянутой выше проблемой в виде ошибки «no bootable device hit any key», возникающей сразу при попытке включения компьютера.
Причины
Сразу стоит отметить, что, несмотря на то, что многие, столкнувшись с рассматриваемой ошибкой, судорожно пытаются исправить её путём принудительной/аварийной перезагрузки, а в случае неудачного результата пугаются и практически «хоронят» свои компьютеры, решить её достаточно просто. Но перед тем как приступать к поиску решений, необходимо определиться с причинами возникновения подобной неприятной ситуации. Итак, ошибка «no bootable device hit any key» дословно переводится как «отсутствует загрузочное устройство, нажмите любую клавишу», а нажатие приводит к автоматической перезагрузке, после которой снова проявит себя данное информационное окно.
Следовательно, вся суть произошедшего заключается в некорректной работе или самого физического носителя, на котором установлена операционная система (далее сокращённо «ОС») или в загрузочном секторе самой «Windows». Исходя из выше приведённых доводов, можно выделить более узкий список возможных причин, который поможет определить дальнейшие действия по устранению ошибки, а именно:
- накопитель физически не подключён к соответствующим разъёмам материнской платы;
- накопитель подключён, но нарушена целостность кабельного соединения (неисправен кабель или неплотно прилегает к разъёму);
- накопитель физически деформирован в результате неосторожного монтажа/апгрейда/чистки системного блока или ноутбука;
- засорённость ОС Windows и наличие множества ошибок (битых секторов) в накопителе, привели к повреждению загрузочного сектора;
- повреждены записи загрузочного сектора в результате действий вирусного программного обеспечения или неосторожной работы с системными файлами.
Исходя из данных основных причин, и следует определять порядок устранения ошибки «no bootable device hit any key».
Решение
Следует понимать, так как загрузить рабочий стол не получится, все действия по устранению будут проводиться или в BIOS, или в интерфейсе восстановления, активируемый установочным носителем с ОС Windows. Предлагаемые ниже действия лучше выполнять в той последовательности, в которой они указаны, дабы избежать лишних манипуляций, а потребуется сделать следующее:
Шаг 1. Проверка видимости физического носителя в BIOS:
- перезагрузите или включите компьютер и зайдите в интерфейс «BIOS», для этого сразу после старта загрузки нажимайте клавишу «DELETE» / «F2», «F9», в зависимости от того, материнскую плату какого производителя вы используете. Все необходимые данные будут указаны в руководстве пользователя;
- в открывшемся окне обратите внимание на основную вкладку «Main» и строку с именем «HDD/SSD». В данной строке должно отображаться название вашего жёсткого диска или твердотельного накопителя. Если вместо названия указано «Not detected», то перейдите к шагу «2», если наименование указано, то к шагу «3».
Шаг 2. Проверка корректности физического подключения и целостности кабельного соединения:
- откройте корпус системного блока или, если используется ноутбук, снимите заднюю крышку в соответствии с рекомендациями, указанными в руководстве пользователя от производителя вашего девайса;
- убедитесь, что все соединения плотно прилегают, отсутствуют физические повреждения кабеля и чрезмерная запылённость компонентов;
- включите компьютер и проверьте работоспособность системы;
- в случае отсутствия положительного результата, попробуйте отключить все кабели от разъёмов и подключить их заново, после чего снова включите компьютер.
Шаг 3. Если предыдущий шаг не помог, проверьте порядок и режим загрузки:
- снова откройте «BIOS» и перейдите на вкладку «Boot» или «Advanced»;
- выберите параметр в имении, которого присутствует «Device Priority»;
- убедитесь, что на первом месте установлен HDD или SSD;
- если очерёдность неверна, то с помощью клавиш «+» и «-» (или клавишей «Enter») установите физический носитель на 1 место и проверьте корректность загрузки операционной системы;
- если очерёдность верна, попробуйте изменить используемый режим загрузки;
- найдите параметр «Legacy Boot Options Priority» и поэкспериментируйте с вариантами.
Шаг 4. Восстановление загрузочного сектора операционной системы. Соответственно, для данного шага потребуется наличие установочного носителя с операционной системой Windows:
- вставьте флешку или диск с образом ОС и включите/перезагрузите компьютер;
- в процессе начальной загрузки постоянно нажимайте на клавишу «F5» для активации «Boot Menu»;
- в открывшемся списке выберите подключённый носитель и нажмите «Enter»;
- на шаге с предложением нажать на кнопку «Установить» выберите раздел «Восстановление системы»;
- начнётся автоматическая проверка корректности работы ОС, по окончании которой будет предложено внести соответствующие изменения, и следует нажать на кнопку «Исправить и перезапустить»;
- если автоматическое восстановление не помогло, снова повторите данные действия, только не нажимайте вышеупомянутую кнопку, а выберите первый раздел, который начинается со слов «Используйте средства восстановления, позволяющие устранить…», и в списке ниже выберите нужную версию «Windows»;
- в открывшуюся консоль введите команду «bootrec /fixmbr» и выполните её нажатием клавише «Enter»;
- повторите действия с командой «bootrec /fixboot»;
- завершите работу с утилитами восстановления, выполнив команду «exit»;
- перезагрузите компьютер и проверьте загрузку операционной системы.
Заключение
Итак, выше были приведены основные способы исправления ошибки «no bootable device hit any key», которые в большинстве случаев полностью решают возникшие трудности. Но если ничего из перечисленного не помогло, то велика вероятность неисправности самого жёсткого диска или твердотельного накопителя. В этом случае следует попробовать подключить его к другому компьютеру и проверить корректность работы операционной системы. В случае если ошибка повторяется, следует заменить носитель или обратиться в сервисный центр.