Покупки в интернет-магазине теперь являются такими же обыденными и популярными, как и на обычном офлайн рынке. Возможность подробно и не спеша ознакомиться с ассортиментом, получить консультацию, прочитать отзывы перед покупкой, доставка в удобное место и многое другое делают шопинг в интернете наиболее удобным для большинства потребителей.
Мошенничество в Интернете также очень популярно. И с каждым днём внедряются всё новые схемы, которые подстерегают честных покупателей. Нужно быть внимательным, иначе можно оказаться в неприятной ситуации — оплатить товар в интернет-магазине, а в ответ получить игнорирование от продавца, который не отправляет покупку. В этой статье рассмотрим, что можно сделать в такой ситуации.
Произошла ли оплата в интернет-магазине?
Возможно, что вы оплатили товар, и ждёте его доставки, а деньги с вашего счёта не списались либо списались, а потом вернулись. Поэтому следует проверить, действительно ли от вас ушли деньги и не было их возврата. Это можно сделать, например, в приложении вашего банка.
Если магазин позволяет, то посмотрите статус заказа. Он должен измениться на «Оплачен», если продавец получил ваш перевод. Также можете связаться с продавцом и уточнить о поступлении у него. И если к нему деньги поступили, а товара нет, то нужно действовать далее.
Общайтесь с продавцом товара в интернет-магазине
Если покупку после оплаты не отправляют, не ждите, пока продавец сам позвонит вам и скажет что-то. Инициируйте общение самостоятельно и попытайтесь найти удобный и доступный канал связи. Просмотрите на предмет контактов сайт продавца — там вы можете найти номер телефона, ссылку на мессенджер или социальную сеть. Попробуйте найти в социальных сетях этого продавца и написать туда.
Если удалось наладить контакт, то общайтесь — спросите, когда отправят товар за который вы оплатили.
Далее продавец может ответить одним из вариантов:
В обоих случаях вы вправе согласиться с предложением либо на законном основании затребовать возврат денег. Если нужен именно возврат, проявите настойчивость и не соглашайтесь на другие предложения.
Вам может быть это интересно: Данный товар недоступен для доставки в ваш регион Wildberries что это значит.
Что делать, если продавец игнорирует обращения?
Если вы оказались в руках мошенников, то ваши обращения могут игнорировать. Сайт, на котором вы делали оплату, может перестать работать, телефон не отвечать, мессенджеры заблокированы. На такие действия следует реагировать также рационально и жёстко. И здесь есть два варианта: суд и чарджбэк.
Возврат денег через чарджбэк
Чарджбэк — это банковский инструмент для опротестования платежа. Плательщик может подать заявление в банк о ранее уплаченных средствах, и на его основании банк-эмитент (тот, откуда была оплата) может затребовать возврат этих денег у банка-эквайера (получателя). Чарджбэк поддерживается всеми банками, а также платёжными системами Visa, Mastercard и Мир.
Для того чтобы запустить чарджбэк, вы должны отправить в банк заявление о своём намерении, а также предоставить доказательства незаконности сделки, то есть, в данном случае того, что вы не получили товар. В качестве доказательства могут выступать выписки с вашего счёта, скриншоты переписки с продавцом, скриншоты сайта и статуса заказа, копия заявления обращения в другие органы (полицию или надзор по правам потребителей, если такие документы имеются). То есть, для запуска этой процедуру важны доказательства несостоятельности сделки.
В чэрджбэк участвуют три стороны:
То есть, участие недобросовестного продавца здесь не обязательно и деньги вернуть можно будет без него, если всё остальное окажется в порядке. Удовлетворять или нет чарджбэк, решает платёжная система на основе мнения эмитента и эквайера.
Чарджбэк — это отличный вариант для случаев, когда не удаётся найти продавца и установить с ним связь.
Возврат денег через суд
Для этого способа потребуется обращение в суд. Но получить можно будет не только возврат уплаченных денег, но и пени в качестве компенсации неустойки, возникающей при не поставке товара. Обязать продавца уплачивать пени может только суд.
Согласно статье 23.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» за каждый день просрочки доставки товара покупатель в праве потребовать по 0,5% от уплаченной стоимости. Приведём пример:
Если вы оплатили покупку ноутбука за 45 000 рублей, и вам его не доставили в течение трёх месяцев, то вы вправе затребовать возврат уплаченных 45 000 рублей, а также пени за неустойку в размере 20 925 рублей. Это ещё половина стоимости всего ноутбука. Вы обратились в суд, и суд рассматривал ваше заявление ещё два месяца, а затем удостоверил его, в результате вы имеете право на возврат 45 000 рублей за ноутбук, 20 925 рублей за первые три месяца неустойки и ещё 13 950 рублей за два месяца неустойки, пока суд рассматривал заявление.
Если в процессе судебных разбирательств товар вам всё-таки был поставлен, то суд может отказать вам в возврате уплаченных за товар денег, но удовлетворить уплату пени за неустойку.
Возврат через суд с требованием пени наиболее эффективен в том случае, если вы понесли убытки от недоставки товара. Например, купили ноутбук, вам его не доставили и вы не могли всё это время выполнять профессиональную деятельность. Или вы отдали машину в сервис, купили для неё деталь для замены, а деталь не поставили вовремя, и всё это время вам пришлось оплачивать простой в сервисе.
Как не попасть в руки таких мошенников
Гораздо легче отказаться от покупки в сомнительном магазине, чем потом доказывать свою правоту в банке или суде и требовать возврат денег. Поэтому нужно уметь отличать хороший магазин от плохого. Для этого можно дать несколько простых рекомендаций. Сделайте это перед покупкой, у вас это займёт несколько минут.
- Обязательно читайте отзывы на независимых сайтах про магазин, в котором собираетесь купить.
- Изучите способы оплаты, возможно, есть возможность оплатить не по стопроцентной предоплате или даже оплатить при получении товара.
- Познакомьтесь с условиями доставки — может быть в этом магазине отправка через 1-2 месяца после оплаты является нормальным делом.